Сетевой маркетинг (или многоуровневый маркетинг — network or multilevel marketing) — метод распространения товаров и услуг,  в основе которого — создание сети независимых дистрибьюторов (агентов по сбыту), каждый из которых, кроме распространения продукции,  имеет право привлекать партнеров, имеющих такие же права. Доходы каждого дистрибьютора состоит из вознаграждения за распространение продукции и дополнительных бонусов, которые зависят от общего объема продаж, совершенных привлеченными партнерами.

Сетевой маркетинг может рассматриваться как форма розничной торговли вне магазина, особый вид продаж, при которой дистрибьюторы самостоятельно ищут потенциальных покупателей. Продажи обычно осуществляются на дому у покупателя. Продав покупателю товар, дистрибьютор предлагает ему за установленный процент от объема продаж найти новых покупателей. Тем, в свою очередь, предлагают на тех же условиях найти следующих покупателей и т. д. Таким образом, создаётся многоуровневая сеть покупателей-продавцов.

Наиболее известные у нас  фирмы многоуровневого сетевого маркетинга: Amway, Herbalife, Zepter International, Oriflame, Faberlic , Mary Kay.

История сетевого бизнеса начинается c 1945 года, когда американская компания «Nutrilite Products», стала распространять свою продукцию, используя принципы сетевого маркетинга,  т.е. через сеть дистрибьюторов.

Наиболее мощная компания в этом сектора экономики – Amway была создана в  США в 1959 году.   Наибольший подъем в компаниях сетевого бизнеса пришелся на 1980-е — 1990-е годы. Сетевые компании предлагали всевозможные товары и услуги — от косметики, белья и предметов искусства до электробытовых приборов, компьютеров и услуг междугородной телефонной связи.

В России первые  иностранные сетевые компании появились в начале 1990-х годов.  Экономический кризис в стране   привел к массовому привлечению людей в этот бизнес. В то время в России сетевые компании  представляли биологически активные добавки к пище  и косметику.

Работа в сетевой компании может быть привлекательной для тех, кто нуждается в дополнительном заработке и имеет какое-то свободное время,  либо для тех, кто может позволить себе лишь работу по гибкому графику (студенты, молодые матери и пр.).

Привлекательность сетевого маркетинга для начинающих может состоять в том, что для открытия «своего бизнеса» не требуется крупных вложений.

К достоинствам сетевого маркетинга можно отнести следующее:

  • применение прямых продаж позволяет сэкономить на рекламе и аренде торговых площадей;
  • сбыт, основанный на рекламе своего товара  «из уст в уста», от человека к человеку, может быть гораздо  эффективнее, чем продажи через магазины, в которых много подобных товаров;
  • у компании появляются клиенты, которые предпочитают покупать только у знакомых им людей – дистрибьюторов;
  • компания может позволить себе стимулировать повышение объемов продаж значительными комиссионными выплатами дистрибьюторам.

Говоря о сетевом  маркетинге,  часто отзываются в негативном тоне и сравнивают с   финансовыми пирамидами. Действительно, структура сетевой компании имеет вид пирамиды.  Но также известно, что многое в нашей повседневной жизни  представляет пирамиду — начиная со структуры правительства, заканчивая, например, хостингами — домены,  поддомены…   Законные структуры, имеющие форму пирамиды,  в сетевом маркетинге состоят из дистрибьюторов, которые зарабатывают на продажах конкретного товара лично и приглашенными  партнерами на нижних уровнях сети.

А в незаконных  компаниях дистрибьюторы делают деньги не на продаже товара, а на взимании оплаты за вход в компанию новых дистрибьюторов.

Сетевой маркетинг — одна из самых интенсивно развивающихся индустрий. Пол Зейн Пилзер, известный экономист и автор нашумевших книг  предсказывает, что с  2006 по 2016 годы в США появится 10 млн миллионеров,  а это в  два раза больше, чем за предыдущее  десятилетие. И особенно выделил Пилзер, что основная часть  новых миллионеров сделают свои состояния  в сетевом бизнесе.

Огромный потенциал сетевого маркетинга подчеркивают и известные авторы  книг по социальной психологии  — Роберт Кийосаки, автор серии известных  книг «Богатый папа, бедный папа»  и   Стивен Кови,  написавший популярную книгу «7 привычек высокоэффективных людей».

И если такие известные бизнесмены и писатели так говорят об этой индустрии,  нам надо узнать о ней подробнее!

Многим людям сетевой маркетинг  все еще непонятен и, несмотря на его интенсивное развитие сегодня, они имеют о нем неправильное представление. «Это пирамида», «Лохотрон», «Деньги зарабатывают только те, кто наверху», «Все закончится складом продукции, которую никак не продать» — вот так, обычно, отзываются о сетевом бизнесе и  основано это на устаревших взглядах и общем непонимании того, как работает этот бизнес. И это непонимание создает негативное отношение к  сетевой индустрии.

В реальности, сетевой маркетинг — это привлекательная и наиболее распространенная  модель бизнеса в последние десять лет, имеющая огромную перспективу в будущем.

Как работает  сетевая индустрия расскажу в последующих статьях.

Tags: , , , , , , , , , , , , , , ,

Leave a Reply

You can use these tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>