поисковый запросПоисковых машин очень много, но наиболее популярных и известных всего  несколько  — Яндекс, Google, Рамблер, Yahoo, Bing от Microsoft.   Большинство российских  пользователей  используют  Яндекс и Google и только очень продвинутые  используют,  популярный в США,   Bing.

На чем же основана работа поисковиков, как работает поисковая машина, как  формируется результат поиска по ключевым словам? Ответы на эти  вопросы  очень важны  для  понимания как правильно оптимизировать  страницы своего сайта  для улучшения поисковой выдачи.

Поисковые машины состоят  из пяти программных компонентов:

  1. Система выдачи результатов поиска, выдает результаты поиска данных.
  2. Паук – спайдер (от англ. spider) — это программа, которая скачивает веб-страницы.
  3. Краулер (от англ. Crawler – путешествующий паук) — программа, которая автоматически проходит по всем ссылкам, обнаруженным на странице, определяет, куда дальше надо идти пауку, так осуществляется поиск новых документов.
  4. Индексатор ( от англ. Indexer)– программа, которая разбирает страницу на отдельные части  — заголовки, текст, ссылки, элементы стиля и т.д.  и анализирует эти части.
  5. База данных (Database) – это хранилище всех данных, которые поисковые машины анализируют.

Как же происходит поиск информации в Интернете? Поисковая машина индексирует информацию как в каталоге библиотеки и понятно, что  искать она может в пределах своей базы данных (своего индекса ), в данном случае  слово – «база данных»  применяется в смысле хранилища данных. Пополнение  базы данных  новой информацией отражается в каталогах и называется  апдейтом (от англ. update), от того как часто бывает обновление зависит появление  новой  информации.

Так как интернет, как хранилище информации, в целом не имеет четкой структуры, разнообразные сайты имеют различную структуру и поэтому,  использование стандартных методов работы с базой данных в интернете трудно применимы.

Для поиска  информации в поисковиках применяются специальные и уникальные алгоритмы поиска.  Идет постоянное соревнование известных поисковых систем, таких как Google и Яндекс, соревнование научной и технической мысли.  Вот несколько основных направлений в которых ведутся разработки:

  • Улучшение соответствия (релевантности, от англ. relevant – относящийся к делу) ключевому запросу пользователя  результатов поиска.
  • Повышение информативности поисковой выдачи.
  • Повышение скорости поиска.
  • Улучшение обработки часто встречающихся запросов.
  • Внедрение в результаты поиска сведений из других сервисов: новости, прогноз погоды, видео, картинки и др.
  • Исключение из результатов поиска всевозможного спама.

Изменения в алгоритмы поиска  вносятся постоянно, но это обычно незаметно пользователю  и направлено, обычно,   на улучшение работы поисковой машины, а значит и улучшения результатов поиска.  Но есть изменения, которые делают работу с поисковой системой более удобной.

Рассмотрим,  как выглядят результаты поиска у Яндекса и у Гугла. Казалось бы, с точки зрения пользователя поиск организован одинаково, что нового там может быть, но есть некоторые мелочи которые можно отметить.

1. Строка поиска. В этой строке набирается поисковый запрос и при наборе запроса поисковик пытается предугадать запрос и появляется  список вариантов, где можно выбрать, не заканчивая набор и не нажимая кнопку <Поиск>.

Живой поиск Google

Выгода от такого  живого поиска в  экономии времени на вводе запроса.   Если по каким-то причинам Вам мешает живой поиск, то Отключить/Включить <Живой поиск>   можно нажатием этой кнопки и выбором нужного варианта.

Еще одно новшество Google  —  появилась  кнопка в конце строки, для очистки поля поиска.

2. Отображение результатов поиска.  Результаты поиска представляются в виде сниппетов (от англ. Snippet – фрагмент), фрагментов найденных поисковой машиной, содержащих ссылку, краткие сведения о найденной странице и сайте.

Текст ссылки соответствует заголовку страницы. Фрагмент текста  содержит слова, содержащиеся в поисковом запросе.  Адрес  страницы указывает на какой сайт идет ссылка.

Если запрос касался какой-либо организации, то в качестве первого результата будет предложен официальный сайт компании и сниппет будет содержать и ссылки на различные разделы сайта.

У поисковика Google  в сниппете есть ссылка на поиск похожих страниц на других ресурсах  — Похожие.

У Яндекса в сниппете ссылка на поиск других соответствующих запросу страниц на том же сайте   —  Еще.

У обоих поисковиков есть кнопка  Сохраненная копия (Копия) – ссылка на сохраненную копию найденной страницы. Это бывает полезно, когда сама страница недоступна по каким-то причинам.

3. Ссылки на результаты поиска на других сервисах. Например, Яндекс отображает  поиск в картинках для любых запросов. Google — отображает Картинки и Видео только в том случае, если запрос часто встречается в поиске по этим сервисам (<Картинки>,< Видео>).

4. Инструменты и фильтры.

Новые фильтры ГуглС их помощью можно рассмотреть результаты поиска только по конкретному ресурсу. Это есть пока только у Google —  «Все результаты» — здесь можно выбрать конкретный ресурс  и это ускоряет работу поиска по запросу.

Сервис <Картинки> существенно улучшился, картинки располагаются плотнее, наведя курсор на нужную картинку, можно увидеть более крупное изображение и информацию о ссылке.

Дополнительные фильтры можно настроить нажав ссылку — <Показать настройки>.

По фильтру <Обсуждения> можно найти ответ на форумах  на вопрос, который, возможно, уже не один раз задавался.

У Google появился новый сервис  <Покупки> , если вы  в поиске указываете конкретный товар, то этот сервис выдает результат поиска по интернет-магазинам с указанием цены.

У Яндекса уже давно есть сервис <Яндекс.Маркет>, но сейчас появилась возможность искать товары поисковиком и в ссылке на описание товара , указывается цена товара и стоимость доставки.

5. Навигация по результатам поиска.

В Яндексе  теперь вместо текстового представления ссылки в сниппете отображается положение страницы в структуре сайта. Это ускоряет поиск  информации на странице, переходя по ссылкам к соответствующим разделам сайта.

Поиск по страницам

И Яндекс и Гугл активно развивают свои инструменты и сервисы и стремятся к максимальному удобству для пользователей.

С этой целью при определенных запросах поисковики пытаются подобрать дополнительную информацию  для вас в удобной форме.

В Яндексе это называется блоки «Колдунщики», в Google — one-box. Эти инструменты выдают дополнительные блоки информации по наиболее часто встречающимся поисковым запросам, максимально приближая  к интересам и местонахождению пользователя.  Например, отображают погоду в той местности, где вы живете.

Колдунщики в Яндексе бывают двух типов:

Одни сразу отвечают на вопрос на странице результатов поиска:  например,  Погода, Словари, Котировки и другие.

Вторые показывают, что информация есть на соответствующем сервисе Яндекса, и «приглашают» туда проследовать: Новости, Карты, Телепрограммы…

Похожий набор инструментов есть и в Google: Новости, Биржевые котировки, Погода, Карты Google…

Подводя итог, можно отметить полезность соревнования гигантов поиска — Google и Яндекс. Это выливается в постоянное улучшение  работы поисковиков, совершенствование и развитие всевозможных инструментов и сервисов.

При подготовке использовались материалы журнала «Computer Bild» №21.

Tags: , , , , , , , , ,

Leave a Reply

You can use these tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>